Ранняя (детская) профориентация

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение

Порошинский детский сад №10

" Теремок"

  

Ранняя (детская) профориентация

 

Н. С. Пряжников отмечает, что: «Ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда к непосредственному выбору профессии остается еще много лет. В основном она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий)». Цель ранней профориентации — сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

    В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, (п. 1.1).

   В данном Постановлении указано, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Их задача — осуществлять психолого-социальную ориентацию детей; проводить бесплатные учебные занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формировать мотивации и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Формирование представлений дошкольников и младших школьников о мире труда и профессий — это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности дошкольников и младших школьников.

   Прежде всего, это проектный подход, позволяющий достичь прозрачных и конкретных результатов от проделанной работы ребенком. Это использование современных ИКТ — технологий. Учитывая особенности современных детей, предпочитающих быстрое получение информации, отличающихся «клиповостью» восприятия, следует использовать мобильность информирования.

   Видеофильмы, мультимедийные презентации, электронные альбомы, виртуальные «путешествия» в мир профессий позволят сделать профориентационный процесс информационно емким, зрелищным, комфортным (в условиях дистанционного обучения как наиболее приемлемые).

   А использование игрового метода и ведущего вида деятельности старшего дошкольника позволит «прожить» полученные ими представления в сюжетно- ролевых играх с использованием современных игровых технологий и современной развивающей среды (например, LEGO –центры).

Большое значение в формировании

образа мира ребенка имеет игра.

Именно в игре закладываются первые

основы профессиональной деятельно-

сти.… Образно говоря, детская игра –

это профориентатор ребенка.

А. Г. Асмолов

 

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Дошкольное образование в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» – первый уровень общего образования, где закладывается ценностное отношение к труду и профессиональной деятельности взрослых.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Поэтому ранняя профориентация в дошкольном образовании – не выбор профессии ребенком дошкольного возраста, а формирование у него ценностно-смысловой компетенции как запускающего механизма, который обеспечит успешное вхождение в социум и прямо или косвенно повлияет на его дальнейшее профессиональное самоопределение на следующей ступени образования.

Профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. Диктует свои условия и технологический прогресс: активная компьютеризация породила целые новые отрасли профессий, и спрос на специалистов, работающих в IT-сфере, неуклонно растёт; возникают и совсем новые профессии.

Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества. Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.

Игра – отражение жизни. Подавляющее большинство игр детей посвящено отображению труда людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности. В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.). В старшей группе игры усложняются. В играх показана работа различных учреждений (банк, магазин, аптека). У воспитанников совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика). В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В играх на тему «транспорт» совершенствуются знания правил дорожного движения, воспитанники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Поэтому в своей работе с детьми можно использовать интерактивные экскурсии и путешествия в мир профессий.

Развивающая предметно-пространственная среда в группах должна быть достаточна разнообразна. Для работы с детьми можно использовать специальные центры, в которых ребенок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности.

Согласно годовому плану МКДОУ Порошинский детский сад №10, в декабре 2023г, был проведен смотр-конкурс «Группа, где хорошо детям!» по организации предметно-пространственной развивающей среды групп. Воспитателями были представлены центры сюжетно-ролевых игр.

Каждый центр представляет собой специальную развивающую предметно-пространственную среду с учётом специфики каждой возрастной группы детей и создаёт условия для игрового сюжета.

 

§      Центр «Профессий» предполагает знакомство детей с многообразием профессий, помогает представить, какими могу быть профессии будущего. Дидактические игры позволяют познать их особенности, расширить свои представления о них.

§      Центр «Строитель» – представлен строительными конструкторами, игровым материалом.

§      Цент «Служба 112» представлен уголками юного пожарного, юного спасателя, врача.

§      Центр »Банк» создаёт условия для знакомства с профессией банковского работника, умением считать, планировать, экономить деньги.

 

 

 

 

        Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Проводимая работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, является значимой сферой жизни.

 

                                                                   Статью подготовила зам.зав.по ВМР Девальд Ю.Ф.

 

     

  

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по ранней профориентации дошкольников

в МКДОУ Порошинский детский сад № 10

 


 

Дата последнего обновления страницы 28.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения